«Шахматы – просто ручная настольная игра»,– полушутя, полусерьезно говорил один мой знакомый тренер. Этим «афоризмом» он хотел подчеркнуть роль тактики в шахматах, выразить мысль, что никакая наука, никакие глубокие позиционные соображения, стратегические тонкости не помогут игроку, если он не способен находить сильные ходы, видеть и точно рассчитывать конкретные возможности за себя и за противника.
Существует мнение, что тактические способности являются прирожденными, или они есть, или их нет, а если нет – тут уж ничего не поделаешь. Мой тренерский опыт убеждает, что это не так. Целенаправленными тренировками можно значительно развить свои способности в области тактики (как, впрочем, и в любой другой). Вспомните лекцию, которую гроссмейстер (старший мастер) Остап Бендер, герой бессмертного романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», прочитал любителям шахмат города Васюки. «Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк… то есть, я хотел сказать–в шахматах.» Бендер, правда, не пояснил как именно надо тренироваться. Его упущение я постарался восполнить в третьей части книги, посвященной этюдам, а здесь мы продолжим разговор на эту тему.
Тактическое искусство шахматиста складывается из двух основных составляющих – комбинационного зрения и техники расчета вариантов. Они в свою очередь также распадаются на элементы – различные приемы поиска и обдумывания хода, типичные схемы и ситуации. Даже будучи в целом отличным тактиком, наверняка можно выявить такие компоненты тактического мастерства, в которых не мешало бы еще усовершенствоваться.