Гроссмейстер комментирует партию. Приводит сложные варианты, но далеко не всегда объясняет, как они были найдены, какие идеи и закономерности скрываются за ними. Это и понятно: опытные шахматисты что-то чувствуют интуитивно, многое считают само собой разумеющимся. Для тренера же «прописные истины»– самое главное.
Однажды я понял, что смотрю на шахматы уже не так, как раньше, иными глазами, чем шахматист-практик. Нет, варианты, точный анализ ценю по-прежнему. Без них любые общие рассуждения становятся незащищенными, недоказанными, повисают в воздухе. Но уже не могу не искать скрывающуюся за вариантами суть позиции, тайные пружины, направляющие игру. Причем не только чисто шахматные идеи и технические приемы, но и закономерности мышления, принципы рационального поиска и принятия решений.
Тренерская работа рано увлекла меня. Постепенно я оставил практическую игру, не успев даже стать гроссмейстером (для шахматиста, имевшего в 70-е годы рейтинг 2540, это была вполне выполнимая задача). Сразу же удалось сформировать основные принципы, которые легли в основу системы подготовки молодых шахматистов. Вот некоторые из этих принципов. Всестороннее развитие личности, борьба не только с шахматными, но и с человеческими недостатками. Отказ от, увы, типичной для наших дней концентрации усилий на одном лишь дебюте; разносторонняя подготовка, высокая шахматная культура. Развитие сильных сторон игры, выработка собственного стиля при обязательной ликвидации слабостей. Максимум активности и самостоятельности, творческий подход к любым изучаемым проблемам. Постоянная тренировка, решение специальных упражнений, направленных на выработку необходимых навыков мышления. Совершенствование аналитического мастерства, в частности тщательный анализ собственных партий. Спортивность...
Справедливость теоретических воззрений проверяется только практикой. Результаты пришли неожиданно быстро. Всерьез тренерской работой я занялся в 1972 году, а уже в 1975-м Валерий Чехов стал чемпионом мира среди юношей. Вскоре этот титул завоевали также Артур Юсупов и Сергей Долматов. Алеша Дреев дважды победил в чемпионате мира среди «кадетов».
Молодые шахматисты росли, становились гроссмейстерами. В 1986 году Юсупов уже финалист соревнований претендентов на мировое первенство. Но поработать на таком уровне мне довелось и раньше. Четыре года занятий с Наной Александрия увенчались ее матчем против чемпионки мира Майи Чибурданидзе, который завершился вничью. А впоследствии в соревнованиях претендентов на мировое первенство участвовали и Сергей Долматов, и Алексей Дреев, и Александр Чернин.
Друзья неоднократно убеждали меня в необходимости перенести на страницы книги хотя бы часть достаточно объемного материала, накопленного за годы тренерской работы. В принципе я был с ними согласен, но не слишком ясно представлял себе подходящую форму реализации этой идеи. Последовательно излагать всю свою тренерскую концепцию, готовить что-то вроде новой версии знаменитой «Моей системы» А. Нимцовича я попросту не решался. Но не хотелось и ограничиваться описанием какой-либо маленькой провинции обширного и богатого королевства шахмат.
Наконец, возник некий шахматно-литературный замысел. Когда я уселся за письменный стол, то быстро понял, что замысел этот не вмещается в рамки одной книги. В конце концов были написаны четыре. Первые две из них объединены в сборнике, лежащем перед вами, надеюсь, вскоре выйдут в свет и две последующие. Прежде чем рассказать о содержании данного сборника, поясню, в чем состоит замысел в целом. Он включает в себя не одну, а сразу несколько идей.
1) Искусство анализа. Жизнь тренера–сплошные разъезды вместе с его подопечными: тренировочные сборы, соревнования. Мы постоянно что-то изучали, анализировали, порой получали весьма любопытные результаты. На страницах книги я вспоминаю, как эти анализы выполнялись, показываю, что скрывается за найденными вариантами. Вы увидите, сколь увлекательно (хотя и нелегко) расшифровывать тайны позиции, познакомитесь с методикой и техникой анализа. Прочтя книгу, вы, надеюсь, согласитесь, что невозможно стать большим шахматистом, не научившись глубоко и точно анализировать. Здесь уместно процитировать чемпиона мира Гарри Каспарова: «Я считаю, что аналитический подход, аналитический метод изучения шахмат при прочих равных условиях должен давать колоссальный перевес над шахматистом-практиком, что самосовершенствование в шахматах невозможно без анализа».
2) Свежий материал. Я использую преимущественно партии своих учеников (прежде всего, Артура Юсупова и Сергея Долматова), или мои собственные партии. Примеры творчества других шахматистов приводятся лишь в тех случаях, когда нам (мне или кому-либо из учеников) удалось взглянуть на них новыми глазами, уточнить и дополнить чужие анализы. Я приглашаю читателя в нашу творческую и аналитическую лабораторию, предлагаю оригинальный, незнакомый по прочим книгам шахматный материал.