Начинаем работу с новым проектом IDeA

Предлагаю вашему вниманию мой перевод статьи Дади Джонсона о том, как НУЖНО интерактивно работать с мощным аналитическим инструментом IDeA оболочки Аквариум. Я уверен, что вы узнаете много нового и интересного из данной статьи.
immortal223

Начинаем работу с новым проектом IDeA

IDeA следует использовать в интерактивном режиме, а ваше взаимодействие с IDeA должно начаться ещё до того, как будет запущен анализ первого проекта!

При создании нового проекта, вы начинаете анализ с позиции, которая вас интересует. Это может быть критическая позиция любимого дебюта, первый ход по выходе из дебюта в партии по переписке или просто другая интересная позиция, которую вы хотели б лучше изучить с IDeA.

После создания нового проекта вы должны чётко определить 2 вещи на начальном этапе анализа:

1) Убедитесь, что все важные ходы включены в проект. Некоторые методы, которые вам следует использовать для этого, описаны ниже в данной статье. Как и при любом другом способе анализа, если вы упустите важный ход в корневой позиции, или рядом с корнем, весь ваш анализ может стать бесполезным.

2) Быстрое наращивание основных вариантов. Чем быстрее будут рассчитаны основные варианты, тем более продуктивным будет анализ. Также важно быстрое начальное построение дерева позиций, если вы используете несколько экземпляров одного движка.

При интерактивном взаимодействии с IDeA значительно вырастут ваши шансы по достижению этих двух вышеописанных целей. В этой статье я расскажу вам о том, как нужно работать с IDeA даже ещё до того, как начнётся сам анализ! Помимо креативного использования шахматных движков на данном этапе вам могут вам помочь различные источники информации, такие как базы партий, шахматные книги, журналы и онлайн-ресурсы.

Создание нового проекта

Первый вопрос, который возникает у вас при анализе новой позиции, это создавать ли новый проект IDeA, или добавить анализ в уже существующий проект. Например, шахматист-адвансер должен создавать новый проект для каждой партии. Преимущество заключается в том, что когда делается новый ход, дерево анализа уже содержит значительные данные о сложившейся позиции. Но будет большой ошибкой использовать один и тот же проект для всех текущих партий. Дело в том, что дерево анализа сильно разрастётся в размерах и его производительность будет заметно ниже, чем если б все партии анализировались в отдельно взятых проектах, используя отдельное дерево анализа под каждую партию.
Я советую создавать новый проект с новым деревом анализа, если у вас нет веских оснований поступать иначе.
Когда вы решили создать новый проект, лучше всего перейти во вкладку IDeA и нажать там на кнопку с зелёным плюсиком .

Далее следуйте инструкции, которую я приводил в другой статье Interactive Deep Analysis (IDeA) With Rybka Aquarium 2010.

Настройки проекта можно изменить в любое время, даже в ходе процесса анализа. Но стоит уделить особое внимание первоначальным параметрам проекта. Возможно вы захотите изменить настройки, когда проект уже запущен и донастроить его позже, когда дерево анализа уже начнёт формироваться.

Предположим, что мы хотим получить плотное и хорошо исследованное дерево вблизи корня позиции. Мы хотим рассмотреть много альтернативных ходов и каждую такую альтернативу расширить вглубь на несколько полуходов. Подобной цели можно достигнуть если выставить настройки, приведённые на рисунке ниже:



Даже если я хочу, чтоб IDeA проанализировала множество ходов возле корня, я выставляю для белых "Limit White alternatives to" 10 и то же самое для чёрных. Это означает, что IDeA будет генерировать не более 10 альтернативных вариантов. Я полагаю, что в большинстве случаев лимит в 10 альтернатив является вполне достаточным и лишь изредка не будет давать должный эффект. Иначе говоря, эти настройки не имеют большого значения для достижения нашей главной цели, но могут сберечь нам немало времени, избегая появления новых, совсем не интересных альтернатив.


Параметр "Tree width" я установил равным 85%, что, в принципе, очень высоко. Это означает, что IDeA будет учитывать альтернативы, даже если они кажутся намного хуже, чем самый лучший ход. Это может быть очень полезно при анализе глубоко тактических позиций. В таких случаях движки зачастую не видят лучший ход, либо им нужно очень много времени для нахождения этого хода. Ширину дерева будет необходимо уменьшить после завершения первоначальной стадии анализа.

Обратите внимание, что на приведённом примере я частично нивелировал эффект ширины дерева, установив настройки "Project score bounds" от -100 до +100 сантипешек. Это означает, что после того, как IDeA сгенерирует альтернативы, выходящие за пределы данного порога оценки, новые альтернативы в таких позициях больше генерироваться не будут. Допустим, у нас в позиции третья альтернатива получила оценку +150, это означает, что она будет последней альтернативой в данной позиции. То же самое срабатывает, если IDeA расширяет линию и оценка нового хода выходит за пределы заданного порога. Параметр "Project score bounds" полезно применять при анализе позиций стратегического толка, но вам следует быть более осторожными в тактически сложных позициях, где ход может получить плохую оценку после его первого нахождения, но впоследствии может быть значительно улучшен при продолжении анализа этой линии. Конечно же при установке порога, вам нужно принимать во внимание приблизительную оценку корневой позиции, иначе есть большой риск пропустить потенциально интересные варианты.

Чуть ниже я выставил параметры "False alarm check" равными 4. Эта настройка (вместе с другими в данном окне) была освещена мною раннее в статье Interactive Deep Analysis (IDeA) With Rybka Aquarium 2010. В начале нового проекта вы можете поставить её значение немного выше, но я обычно выставляю так. Один опытный пользователь IDeA (прим. immortal223: очевидно имеется в виду buffos с форума Рыбки) предпочитает выставлять 6, но пока что не проводились серьёзные тесты, чтоб подтвердить или опровергнуть эффективность этих настроек.

"Preferred side" выставлена на "None", это хороший выбор, если вы хотите получить сбалансированный анализ позиции, где обеим сторонам выставлен равный приоритет. Позднее, когда вы уже видите, как развивается анализ, эту настройку можно будет изменить. Если вы, к примеру, работаете над своим белым репертуаром, то можете сберечь немного времени, выставив параметру «Preferred side» значение "White".

В этом примере я не использую "Thematic moves" (Тематические ходы), но они могут быть весьма кстати при создании нового проекта. Например, у нас есть позиция насыщенная тактикой, где возможны одна или более жертв. Каждую такую возможную жертву можно добавить как тематический ход, заставляя тем самым IDeA всё время их рассматривать в ходе анализа. В дебюте, где у вас имеется изолированная пешка на d4, вы можете выставить тематический ход d4-d5. В таком случае он точно не выпадет из диапазона анализа движка.
Некоторые из вышеперечисленных настроек влияют на то, насколько широким и плотным будет наше дерево анализа, но параметр "Limit variation length" устанавливает точный предел, насколько глубоким будет полученное дерево, иными словами, какой будет длина вариантов. Эту настройку можно использовать для того, чтоб сконцентрироваться на анализе ходов возле корня позиции. На примере я задал очень низкое значение - всего 6 полуходов. Это означает, что IDeA не будет продолжать анализ за этими границами. Все варианты в нашем новом проекте начнутся в корне и не будут продолжены вглубь, если уже достигнута длина линии в 6 полуходов (три обычных хода). Такое низкое значение бывает необходимо только при запуске нового проекта, как на нашем примере, и, конечно же, вы позже должны увеличить этот лимит.
И наконец, давайте рассмотрим, что у нас скрывается за ссылкой "Advanced".



При запуске нового проекта, пока размер дерева ещё небольшой, вы можете увеличить "Percentage of leaf nodes to prolongate" до 100%. Если вы используете несколько экземпляров движка, то это число можете больше не менять, так и оставив его на 100%. Но при анализе одним движком (ядром), значение по умолчанию равное 20% является оптимальным.
Данная настройка отвечает за количество задач, которые генерируются на каждом этапе. Чем выше значение, тем больше заданий будет сгенерировано и тем дольше будет идти анализ каждого этапа. Как и любые другие настройки вы можете изменить их в любое время.
Одним из эффектов увеличения значения данного параметра будет то, что вы получите более широкий спектр проанализированных ходов. IDeA отдаёт предпочтение лучшим вариантам, таким образом дополнительные задания, получившиеся от настроек с более высоким процентом, будут получаться из расширенных вариантов, которые в данный момент оцениваются несколько хуже. Этот эффект особенно заметен в начале нового проекта, когда дерево анализа ещё относительно невелико. В некоторых случаях это может привести к более точной оценке мало анализированных ходов. Например, в некоторых тактических позициях лучший ход будет найден значительно быстрее, чем с другими настройками.
Обратите внимание на тот факт, что ширина дерева также влияет на количество задач, генерируемых на каждом этапе. При широком дереве (как на нашем примере - 85%) и "Percentage of leaf nodes to prolongate" равном 100% будут продлены почти все варианты из параметра "Project score bounds". Поэтому я выставляю "Project score bounds" таким образом, чтоб отрезались все ходы, не представляющие для меня интереса в данном проекте.

Разметка нового проекта позициями и линиями

Теперь, когда мы настроили новый проект согласно нашим первоначальным намерениям, настало время испытать его на деле. Самый простой способ, это, конечно же, просто запустить наш проект. Однако, для серьёзного анализа такой подход не столь продуктивен. Будет лучше, если мы потратим немного времени на изучение позиции и разметим IDeA новыми ходами.
Если вы собираетесь анализировать позицию из дебютной стадии партии, то скорее всего, можете найти несколько уже сыгранных раннее партий по этому варианту, или чей-то другой анализ, либо можно найти книги с полезной информацией о данной позиции. Можно использовать ходы и варианты из подобных источников, как для того, чтоб убедиться, что все важнейшие альтернативы не ускользнут от внимания IDeA, так и чтоб расширить начальный этап анализа, особенно, если вы используете несколько экземпляров одного движка.
Если вы собираетесь проанализировать миттельшпильную позицию, у вас меньше опций. Маловероятно, что такая же самая позиция уже встречалась в другой партии и уже раннее кем-то раннее анализировалась. В таком случае опытный игрок обычно уже знает типичные планы для позиций подобного типа и, базируясь на этом знании, может выбрать вероятные продолжения. Менее опытный игрок, который жаждет улучшить свой понимание шахмат, может посмотреть свою библиотеку на тему схожих позиций, пешечной структуры и т.п. В раннем миттельшпиле может быть весьма полезно просмотреть партии, которые игрались тем же дебютным вариантом.
При анализе эндшпиля вы находитесь в приблизительно схожей ситуации, как и при анализе миттельшпиля. Тут сильный и опытный игрок может использовать свои знания, чтобы найти многообещающие продолжения, тогда как менее опытный шахматист может воспользоваться специализированными книгами по эндшпилю, чтобы лучше понять возникшую на доске позицию.
Невзирая на тип позиции и силу игрока, для серьёзного анализа обязательно нужны шахматные движки. В дополнение к ходам и вариантам, которые вы указали как важные в данной позиции, вы можете использовать движки, чтобы сгенерировать новые идеи.
Можно использовать свои ходы и варианты для заполнения дерева анализа. IDeA всегда устанавливает высший приоритет ходам, которые добавлены вручную, таким образом введённые вами ходы будут рассмотрены в первую очередь.
Существуют два основных метода добавления позиций в анализ IDeA:
1) Добавление позиций в окне нотации IDeA и создание партии с вариантами, начиная с той позиции, которую вы собираетесь анализировать. Вероятно, вы получите партию со множеством вариантов, а когда закончите их вводить в нотацию, просто добавьте все эти позиции в очередь анализа.
2) Добавление позиций прямо в очередь анализа из просматриваемой партии. Этот метод можно использовать для добавления выбранных позиций при просмотре партии или можно выбрать список партий и отправить все позиции из них одной операцией добавления , например, диапазон ходов.
Ниже я объясню, как использовать эти методы и различные источники информации для того, чтобы сконцентрировать IDeA только на тех ходах, которые вам интересны.

Добавление фрагмента партии в очередь анализа IDeA 

Когда вы создали новый проект, вы можете вручную отправить в него позиции из просматриваемой партии. Начнём с того, как нам использовать обычную нотацию партии для создания позиций, которые будут проанализированы в IDeA. В окне просмотра партии переключитесь на вкладку {Analysis} и щёлкните по значку возле надписи "Send to IDeA project", как показано на рисунке ниже.



На этом примере я выбрал из выпадающего списка проект под названием А29. Нажмите ОК и вы увидите, что имя выбранного проекта будет отображено рядом с кнопкой.

Допустим, я анализирую позицию после десятого хода белых вот в этой партии:
1.c4 e5 2.Nc3 Nf6 3.Nf3 Nc6 4.g3 Bb4 5.Bg2 O-O 6.O-O e4 7.Ne1 Bxc3 8.dxc3 h6 9.Nc2 Re8 10.Ne3

Эту позицию мы будем использовать в большинстве примеров в данной статье. Партия продолжалась так: 10...b6 11.Qc2 Bb7 12.b3 Ne7 13.a4 a5 14.Ba3 d6 15.Rad1 Qc8 и т.д. Я хочу, чтобы IDeA проанализировала эти ходы, поэтому я добавлю их в очередь анализа. Я нажимаю "Other" в группе значков "Send to" и выбираю опцию "Send Game".

Появится диалоговое окно "Send positions to IDeA"

Здесь вам нужно только указать "From move" и "to move", а затем удостовериться, что вы отправили позиции в нужный проект, в нашем случае это А29. Жмём ОК.
Если вы сейчас перейдёте в IDeA и откроете проект "А29", то увидите 12 новых созданных заданий, расположенных в очереди анализа.

Цвет задач (красный) говорит нам о том, что они были добавлены вручную. Обратите внимание, мы всё ещё не запускали саму IDeA.
Как видно на примере, есть множество способов добавления позиций в очередь анализа IDeA, хотя некоторые из них не столь важны при запуске нового проекта. Объяснение других значений смотрите в этой статье: Getting More Out of IDeA in Aquarium 2010.

Добавление нескольких партий в очередь IDeA

Хотя добавление нескольких позиций из одной партии может весьма полезно для нового проекта, более употребительный сценарий - это когда у вас есть несколько партий, в которых встретилась ваша позиция и вы хотите выбрать позиции для своего анализа из всех этих партий. В таком случае я использую базу партий по переписке. Я запускаю поиск из той позиции, что мне нужна (она показана на диаграмме выше) и отмечаю все партии (клик правой кнопкой мыши -> Mark All).

Потом снова правой кнопкой по выделенным партиям и нажимаем на "Send games to IDeA". Появится окно добавления позиций, которое мы уже видели на примере выше, используем те же параметры и жмём ОК.



Когда мы перейдём в IDeA и посмотрим на наш проект, мы увидим, что вместо 12 заданий в проект добавлено целых 200 из 32-ух различных партий по переписке. Конечно, тут будет множество дубликатов позиций, но Аквариум удалит все дубли перед тем как добавит позиции в очередь анализа. Таким образом, мы получили 200 уникальных позиций, добавленных в проект IDeA.

Использование дополнительных источников

Примеры выше показали как можно отправлять в IDeA позиции, вытекающие из обычных партий из шахматной базы. Однако, вы можете сочетать идеи из различных источников и создавать партии с многочисленными проанализированными ходами и разными вариантами до того, как отправить их все в IDeA. После этого можно либо просто послать позиции прямо в очередь анализа или вставить весь ваш анализ в окно нотации IDeA и воспользоваться кнопкой "All Positions". Несколько примеров приведены ниже.

Добавление результатов бесконечного анализа

У Аквариума есть несколько очень удобных функций для БА (бесконечного анализа). Подробнее читайте в статье Infinite Analysis with Rybka Aquarium. Безусловно, вы можете вести обычный анализ одним движком, но Analysis Presets - это отличная функция для подготовки нового проекта IDeA. Она становится более полезной, чем больше у вас свободных ядер процессора. Одна предустановка (Analysis Preset) может сочетать в себе несколько движков, запущенных на разных компьютерах. Одна из моих любимых предустановок такая:



8 одноядерных движков анализируют позицию на диаграмме. Вы многое узнаете о различиях между шахматными движками, когда поставите их анализировать позицию одновременно, как показано выше. Давайте посмотрим внимательнее на результаты такого анализа:
Движки согласны с тем, что позиция примерно равна или немного лучше для белых.
Rybka 4, Komodo 1.2, Deep Shredder 12, Stockfish 1.8 и Deep Sjeng 3.0 - все они выбирают ход 10…d6.
Naum 4.1 предпочитает 10…Ne5.
HIARCS 13.1 видит 10…Ne7 как лучший ход
И наконец, Deep Junior 11.2 хочет пойти 10…b6.
Как видите, анализ несколькими движками может указать нам на различные варианты разыгрывания позиции и предоставить материал для дальнейшей проработки в IDeA. Когда вы видите вариант в окне анализа, который вам хотелось бы изучить получше в IDeA, нажмите на него и кликните клавишу {Insert}. Таким образом данный вариант добавится в нотацию. Также можно воспользоваться меню из клика правой кнопки мышки.
Ещё один источник возможностей, это запустить несколько движков в режиме анализа в несколько линий, или классический способ - анализ одним движком. Невзирая на выбранную вами конфигурацию, работа с БА всегда должна вестись в ходе анализа IDeA.
После завершения работы с БА и добавления всех интересных вариантов в нотацию партии, вы можете использовать один из выше описанных методов для добавления всех позиций в анализ IDeA. Некоторые пользователи предпочитают копировать нотацию и вставлять её в окно нотации IDeA и уже там нажимать на кнопку "All Positions", добавляя таким образом все позиции в очередь. Если вы планируете добавлять варианты из других источников, вам лучше немного подождать и добавить в IDeA уже все желаемые варианты. Обратите внимание, что в следующем обновлении Аквариума (4.0.6) будет включена проверка на дубликаты позиций, даже если они добавлялись в разное время и из различных источников.

Добавление вариантов из дебютных книг

Предположим, вы анализируете дебютную позицию и имеете возможность добавить в очередь анализа ходы из дебютных книг. Я полагаю, что позиция уже выбрана вами в окне Sandbox или в окне базы партий. Для начала перейдите в дебютную книгу, которую вы хотите использовать в качестве источника. На рисунке ниже я всё ещё использую позицию из новой книги Иржи Дуфека для Аквариума.



Здесь мы можем видеть ход, который предпочитает большинство движков - 10...d6. Этот ход также наиболее популярен среди матчей движков, переписочников и очных шахматистов. Очевидно, это естественный и хороший ход. Но порою вам хочется вывести соперника из книги или попытаться найти не очевидное улучшение. Также видно, что 10…b6 (ход, рекомендуемый Deep Junior) не так популярен, но имеет неплохую статистику, так что его вполне можно проанализировать в IDeA. И наконец, основываясь на оценках из САР, 10…a5 тоже может представлять определённый интерес, хотя ни один движок его и не предложил. То же самое касается и 10…Ne5, который был предложенНаумом.
После выбора ходов, которые мы бы хотели проанализировать в IDeA, выберите первый из них в окне дерева и прокрутите варианты далее при помощи стрелок на клавиатуре. Все сделанные вами ходы будут автоматически добавлены в нотацию, если их там ещё не было. Проделайте ту же операцию для второго хода и т.д. Таким способом вы можете добавить все интересные ходы из дебютной книги. Безусловно вам следует добавлять только самые интересные ходы и варианты из книги. Добавление второсортных ходов в IDeA не слишком улучшит её анализ.
После просмотра книги Аквариума вы можете переключится на другую книгу и повторить ту же операцию, если полагаете, что в ней тоже может содержаться хороший анализ для вашей позиции.
Как и прежде вы можете не торопиться отправлять все варианты в IDeA до тех пор, пока не просмотрите все имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы.

Режим дебютной книги на сайте ChessOK

ChessOK Opening Tree Mode это онлайн-база, содержащая миллионы шахматных партий. Не смотря на её название, она содержит все партии он начала и до конца. Это отличный источник, из которого можно черпать идеи для анализа позиций для раннего миттельшпиля. Для просмотра дерева партий вам не нужны шахматные программы и вы можете получить к нему доступ из любой точки, где только есть Интернет. Одной из замечательных возможностей дебютного дерева ChessOK является то, что вы можете увидеть процент ничьих для каждого хода.
База, из которой было построено это дерево, содержит в основном только очные партии, немного переписочных и совсем немного движковых партий.



Статистику о позиции можно получить как введя FEN-код в соотв. поле, так и вводя ходы из начальной позиции в поле PGN.



На нашем примере отображена статистика для исследуемой выше позиции и некоторые дополнительные возможности.
Кнопка Clear board сбрасывает позицию на доске до начальной.
Takeback можно воспользоваться, когда вы вставили партию в PGN-формате в поле, расположенное справа от этой кнопки. Её можно также использовать во время просмотра дерева, для этой же цели служат клавиши со стрелками на клавиатуре. Нажимая на ход вы воспроизводите его на доске.
Load PGN используется для вставки PGN-партии в поле слева от кнопки. Она обрабатывает партию и выводит из неё финальную позицию.
Вместо использования PGN-формата вы можете вставлять позицию в формате FEN (EPD) в соотв. поле и нажать потом кнопку Load FEN. Это то, что я сделал на рисунке, приведённом выше.
Поле PGN книзу от EPD отображает ходы, ведущие к текущей позиции на доске, будь то от стартовой позиции, или от позиции, полученной из вставки FEN-кода. На нашем примере я вставил FEN-код и не ввёл ни одного хода, поэтому поле пустое.
В таблице статистики присутствует 9 колонок и одна линия для каждого хода:
Move - отображает собственно ходы.
Eval. - это оценка позиции, взятая из файла САР. Подробную информацию о том, что такое САР вы можете почерпнуть из другой статьи -Trees and Opening Books в FAQ Аквариума.
Games - отображает кол-во партий, в которых встречался этот ход. Когда вы достигаете позиции, что встречалась лишь в одной единственной партии, будет отображена информация об игроках и сам исход поединка.
W/won - процент побед белыми.
B/won - процент побед чёрными.
Draws - показывает процент ничьих в партиях, где был сыгран данный ход. Обратите внимание, что такой колонки нет в деревьях Аквариума!
W/Elo - показывает наивысший ЭЛО-рейтинг игрока, в белой партии которого встречался этот ход.
B/Elo - то же самой для партии чёрными фигурами.
Year - отобразит год, когда игралась партия.
Ходы в этой позиции из дебютного дерева ChessOK уже весьма знакомы нам: 10…d6, 10…b6, 10…Ne5, и 10…a5. Однозначно, это те ходы, которые нам стоит исследовать глубже.
После заполнения IDeA самыми интересными вариантами, собранными из всех источников, что описаны выше, я запустил анализ, используя настройки которые были даны в начале этой статьи. После небольшого начального анализа я изменил настройку параметра "Limit variation length" на 20, уменьшил ширину дерева до 20% и оставил анализ на ночь с настройками 120 секунд И глубина 18. Рисунок ниже показывает результат анализа в корневой позиции.



Результаты подтверждают, что 10…d6 - это хороший ход, а если вам нужна альтернатива, то можете обратить внимание на другие ходы, например на 10…b6.

Позиция из миттельшпиля

Когда вы анализируете миттельшпильную позицию, у вас меньше возможностей. Если это позиции из одной из ваших партий, то весьма вероятно, что вы не найдёте ничего о ней ни в базах партий, ни в дебютной книге и т.д.
Вот одна интересная позиция из партии по переписке 2004 года между шахматной программой и Арно Никелем, который играл чёрными.



Я начал анализ этой позиции используя предустановку с 8-ю одноядерными движками, каждому выделив по 256 МБ памяти.

 

 

DeepShredder12UCIx64 [-0.03] d=17 1.b3 a5 (0:00:38) Hiarcs13.1MP [+0.24] d=18 1.Rh3 Nd7 (0:03:50) DeepJunior11.2.x64 [+0.02] d=19 1.g4 fxg4 (0:03:50) DeepSjeng30_x64 [+0.51] d=17 1.Rh3 Nd7 (0:02:55) komodo-12-64-ja [-0.25] d=21 1.b3 a5 (0:03:56) stockfish-18-64-ja [+0.76] d=26 1.Rh4 c5 (0:03:43) Naum 4.1 x64 [+0.24] d=19 1.Rh3 Nd7 (0:01:37) Rybka 4 x64 [+0.29] d=17 1.Rh3 c5 (0:03:31) 16552kN

Я показал только первые ходы каждого варианта. Кажется, что многим движкам нравится естественный ход 1.Rh3, а Deep Junior предложил интересный ход 1.g4. Я не слишком хочу играть пассивное 1.b3 и поэтому решил проверить в IDeA первые четыре хода из вариантов, которые дали Рыбка и ДжуниорStockfish выдал короткий вариант 1.Rh4 c5, его я тоже добавил в список. После добавления их в нотацию и обрезав варианты до первых 4 ходов в глубину, окно нотации партии в Sandbox стало выглядеть так:



Далее я отправил эти позиции в IDeA используя метод о котором рассказывал выше. Для анализа IDeA я использовал начальные настройки, показанные в начале данной статьи, кроме одного - я отключил параметры "Limit variation length" и "Project score bounds". Я установил настройки качества анализа равными 60 секунд И глубина 16. После запуска проекта и начала анализа IDeA вначале проанализирует эти 19 позиций. Уже на первом же этапе 1.g4 выглядит весьма многообещающим продолжением.



Он находится во главе списка с оценкой +0.72. Изучая варианты несколькими минутами позже, я увидел, что линия, начинающаяся ходом1.g4, более-менее форсированная, например, альтернативы, генерирующиеся вместе с основной линией имеют намного худшую оценку, чем собственно основной вариант. Поэтому я решил уменьшить ширину дерева до 35%. Я также заметил, что главная линия идёт по варианту, предложенному Deep Junior"ом, таким образом я добавил остаток варианта в IDeA сначала скопировав его из окна анализа и вставив в окно нотации IDeA, после чего нажал кнопку "All Positions". Я оставил анализ примерно на час и получил весьма приличное дерево вариантов.



Результаты выглядят хорошо. Кроме того, что 1.g4 однозначно лучший ход, я также получил анализ всех ходов, которые предлагали другие движки до того момента, как я запустил IDeA. Что мне особенно нравится, когда я смотрю на эту таблицу, это то, что бОльшая часть времени анализа была потрачена на лучшие ходы. Если бы мы изначально не задали в IDeA 1.g4, вероятно прошло б немало времени, пока она не обнаружила бы этот ход и соотв. мы потратили бы много времени вхолостую. Очень интересно таким образом сравнивать оценки шахматных движков в бесконечном анализе с результатами полученными в IDeA.
Способ, которым я наполнял позициями IDeA достаточно эффективен и прост. Используя предустановки анализа вы можете комбинировать движки самыми различными способами и таким образом находить новые идеи для своего анализа.

Вывод

IDeA была разработана для интерактивного использования, впрочем многие из вас об этом знают. Гораздо меньше человек знают, что взаимодействие с IDeA можно и нужно начинать ещё ДО того, как вы запустите анализ нового проекта. В данной статье я показал, как вы можете наполнить IDeA интересными позициями ещё до того, как начать её работу. Идеи для вашей позиции можно почерпнуть из самых различных источников. Хорошо подобранный набор позиций ведёт к более быстрому и сбалансированному результату, при котором больше времени будет потрачено на анализ лучших ходов.

Перевод immortal223©2010