Кто СИЛЬНЕЕ - слон или конь?
РАССУЖДЕНИЯ ТРЕНЕРА ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО «ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОЗИЦИИ», УЧЕНИКИ ВСТРЕЧАЮТ ВЕЖЛИВЫМ, НО НЕПОНИМАЮЩИМ КИВАНИЕМ ГОЛОВЫ: ВЕЧНО ВЫ, ВЗРОСЛЫЕ, ТУМАНУ НАПУСТИТЕ. И ВОПРОС ВОЗНИКАЕТ СНОВА И СНОВА...
Известно немало методических способов, помогающих запомнить «правильный ответ». Сложность в том, что «правильных ответов» несколько. «Слонопоклонники», например, предлагают: «Отвлекитесь от шахматных фигурок. Представьте себе изящного коня-скакуна. А теперь представьте огромного слона. Неужели не очевидно, кто из них сильнее»? «Конелюбы» в ответ клянутся именем Чигорина и показывают его легендарную партию, выигранную у чемпиона мира Ласкера благодаря отлично выезженным коням! Ах, кабы все было так просто... Нелегкую борьбу двух легких фигур надо пережить, перечувствовать в десятках, а лучше сотнях эндшпилей. Вот был бы придуман препарат, превращающий опыт тренера в набор концентрированных пилюль для ученика!
Принял после еды из коробочки с этикеткой «конь против слона» — и усвоил! Пока же ничего такого не изобретено, приходится делиться опытом в самом общем виде.
Лучше всего начинать это с незатейливой, но при этом важной позиции.
Простенькое положение, с по¬мощью которого разницу фигур можно буквально пощупать руками.
Задание первое, очевидное: сколько ходов потребуется слону, чтобы пересечь доску из угла а8 в угол h1, туда и обратно? Ответ следует практически немедленно: два. При всей элементарности неплохо к работе головой подключить работу руками: туда-сюда, раз-два. Запомнили на уровне моторики.
Задание второе, логически вытекающее из первого: а коню с a1 до h8 и обратно — сколько? Пауза, под-счет, ответ: двенадцать... (у кого-то выходит и больше, но меньше — никогда). Берем коня под уздцы, ведем по проложенному маршруту: раз-два (а слон уже дома)-три-четыре... двенадцать. Уф-ф... Казалось бы, с тем «кто сильнее?» разобрались.
Но вот тут-то и следует обязательное третье задание: сколько ходов нужно, чтобы попасть слоном из угла а8 в угол h8 и обратно? Снова повисает пауза, теперь уже куда более длинная. Как лучше ответить: «нисколько» или «сто тыщ мильонов мильяр-дов»? В любом случае — руками не показать, только что развести. Можно еще отчаянно покружить по окрестным белым полям... И вот теперь: сколько нужно коню, чтобы доскакать с a1 до h1 и обратно? Берем и исполняем ответ на квадратной арене: десять.
— А если конь не двигается, за сколько ходов слон его съест?
— А ни за сколько. Конь будет стоять вечно, как памятник лошади Пржевальского.
— А в этой позиции — пешку на d4?
— Издеваетесь? Вот конь с a1 сделает это на раз-два...
— А если слон не двигается, за сколько ходов до него доберется конь?
— Раз-два-три-четыре-ам!
Так что же, конь неуязвим, как былинный богатырь? Нет, скорее уж как кошка, загнанная собакой на дерево. Вот характерная позиция (и знать ее весьма полезно с юных лет) — съесть коня нельзя, но и «слезть с дерева» а5 он не может...
В игровой форме эта идея может быть выражена при помощи удивляющего поначалу произведения К. Рихтера:
Казалось бы, слону недоступно «дерево» Ь6, и рано или поздно белые получат мат с этого поля. Вот погодите, только конь доскачет.
Казалось бы... На самом деле при внимательной игре белых конь до поля Ь6 не доскачет никогда. Надо только потренироваться держать слона на соответствующих огневых рубежах. Позицию весьма полезно разыграть, и не раз, с компьютером или тренером (он тоже человек, глядишь, и ошибется). И опыт, сын ошибок трудных, рано или поздно приве¬дет к осознанию простои истины
(научно говоря, полей соответствия): при прибытии коня на е7 слон должен успеть на еб или Ь7,при коне на f6 — быть на еб или даже сб (кушайте, не жалко!), при коне на d6 — на еб или аб, при коне с5 — где-нибудь на диагонали а4-е8 и так далее, прямо танцы (фигур) до упаду...
Ну а как, если все-таки необходимо ответить на извечный вопрос одной фразой? Лично автору больше всего нравится поговорка: «Слон сильнее, но конь хитрее».
ДЕЛО О ДВУХ КОНЯХ!
Дотошный американский шахматист и тренер Стив Майер. автор серьезного исследования «Слон против коня: вердикт. Какая легкая фигура сильнее?*
(Steve Mayer. Bishop vs. knight: the verdict. Which is the stronger minor piece? Batslord, 1997)
Провел собственное независимое расследование легенды о том. что < Чигорин был особенно силен в игре двумя конями против двух слонов». Он обнаружил в базах данных 24 партии, в которых Михаил Иванович управлял парой гнедых (вороных, белых, нужное подчеркнуть). Результат этих партий оказался катастрофическим для великого шахматиста: 29% очков или +5=4-15!